Сегодня

Пятница, 19 апреля 2024

Театральная жизнь Унечи начала 20 века


alt

(анализ фондовой коллекции театральных афиш и пьес)

Научно-исследовательская  работа - одно из ведущих направлений деятельности современного музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в  научный  и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.


В настоящее время наметилась опасная тенденция превращения  музея  в центр проведения досуга при сокращении и даже отказе от  научных   исследований. Не умаляя значения культурно-образовательной деятельности, важно все же сохранить сущностные параметры музейной работы -  научное  изучение источников и представление результатов обществу.

Наш музей – краеведческий, поэтому основная  направленность  нашей научно-исследовательской  работы задается именно этими границами.

Итоги работы представляются научными сотрудниками музея как на научно-практических конференциях, проводимых различными учреждениями культуры и образования области и России, так и на собственных конференциях нашего музея, ставшими уже традиционными.

Особенно важным, на наш взгляд, является изучение собственных фондовых коллекций. Поэтому в последние годы мы делаем акцент именно на этих исследованиях.

Вот, например, темы наших последних исследований:

«Унечский народный костюм» (анализ музейной коллекции традиционной народной одежды); «Судьбы жителей Унечи и района, репрессированных в 30-40-е гг 20 века, по документам и воспоминаниям»; «Быт солдат Красной армии в годы ВОв по письмам, дневникам, воспоминаниям очевидцев»; «Е.Гурвич – журналист, писатель, публицист в переписке с местными краеведами» и т.д.

Сегодня я представляю вашему вниманию сообщение на тему «Театральная жизнь Унечи нач.20 века».

Моя работа построена на воспоминаниях жителей Унечи начала века, которыми располагает музей, архивных документах  этого периода,  а также анализе музейной коллекции театральных афиш 1908 -1929гг, которая составляет около 80 штук.

Конечно, работа  не претендует на исчерпывающее исследование по данной теме, т.к. сохранившиеся афиши Унечского театра однозначно являются лишь частью существовавших  в этот период программ.

Для начала посмотрим, что же представляла собой Унеча в начале 20 века.

По воспоминаниям жителя Унечи  Евсея Гурвича, 1885г.р.:

К началу века на Унече было два предприятия, где было занято 12 человек, железнодорожное депо, товарный двор «пакгауз», пассажирский вокзал, фельдшерский пункт и  почта.

Напротив вокзала тянулось длинное, узкое, невысыхающее болото, а за ним располагался ряд лавок.

Позади лавок тянулся ряд гостиниц. В них селился торговый люд.

Основными занятиями унечан, кроме работы на железной дороге, были обслуживание товарных потоков, извоз, экспедиторство, содержание гостиниц.

Была в Унече маленькая деревянная синагога, влачившая жалкое существование. При синагоге работала духовная школа для детей-евреев (хедер).

В то время в Унече было около двух сотен жителей.

Жили бедно. У кого был огород, тот кормился картошкой, капустой.

Найти работу было очень трудно.

Из воспоминаний учителя ж\д школы Пирютко И.И.:

Начальником паровозного депо в то время был  Соколов Н.Г. Был он еще и начальником дороги частно-владельческого общества узкоколейного пути Унеча - Стародуб, поэтому и чувствовал себя главным.

Из воспоминаний Гурвича Е.А.

Постепенно вокруг станционных зданий стал разрастаться маленький поселок,  и к началу революции здесь было около 100 домов и 700 человек жителей. Население Унечи значительно увеличилось за счет беженцев из Зап. Белоруссии.

Из воспоминаний жителя Унечи  Л.Г. Кокотова 1903г.р.:

«…В годы моего детства это был убогий поселок со своими не просыхающими лужами, с кривобокими домишками, с огромной грязной базарной площадью, на которой горбатились подслеповатые лавчонки, от которых разносился неистребимый запах дегтя, керосина, ржавой селедки. Всё - и дома, и лавки, и щербатые дощатые тротуары, как их у нас называли «кладки», и пыльные улицы, - все имело одну серо - грязную цветовую гамму. В моей памяти удержались больше всего черты нищеты и убожества моего родного поселка…».

И вот в этом убогом в бытовом отношении поселке возник театр!

Создателем театра,  его многолетним  руководителем был  Николай Георгиевич Соколов.

alt alt alt alt alt alt alt alt alt alt alt alt

Из архивной справки: «… Николай Георгиевич Соколов. Начальник депо, коллежский секретарь, православный, 1864 г.р., дворянин, образование техническое, ж\д училище, в должности с 1 августа 1897 г.,  в чине с 3 января 1899г…»

К сожалению,  хорошего образования детям в Унече дать было нельзя, т.к. существовала только трехгодичная ж\д школа, поэтому более обеспеченные жители станции отдавали своих детей на учебу в Стародубскую гимназию, которая имела славные культурные традиции. Дети Соколова как раз и обучались в этой гимназии.

В 1908 году там силами учащихся был поставлен спектакль по комедии Гоголя «Женитьба», где в т.ч. был задействован ученик 6 класса Борис Соколов, в то время ему  было около 16 лет.

В 1909 г. первый спектакль ставится уже в Унече. Первыми артистами его являются как стародубские гимназисты, так и жители Унечи. Примечательно, что эта постановка имела 2 состава актеров. Именно с этого года и ведет свою историю Унечский театр.

Его название неоднократно менялось. Начинался он как кружок любителей драматического искусства, во время революционного 1917 года был культурно-просветительным железнодорожным кружком, и, наконец, с января 18 на долгие годы закрепилось название -  Унечский народный театр.

В первые годы  существования театра его режиссером и распорядителем спектаклей был сам Николай Георгиевич Соколов. С 1912 года бессменным режиссером, за исключением нескольких спектаклей, становится его сын Борис Николаевич Соколов, взявший позже сценический псевдоним Аблов.

Талантливый актер и режиссер, Борис Аблов кроме того писал неплохие пьесы для своего театра, которые пользовались большим успехом у зрителей.

Здесь следует сказать о шикарной  библиотеке, которая была у семьи Соколовых. Кроме традиционной русской и иностранной классики, в библиотеке было собрано огромное количество пьес  самых разных авторов. Долгие годы Соколовы выписывали все театральные новинки из Москвы. Многие из них были изданы Соколовой Марией Александровной — известной владелицей театральной библиотеки в Москве. К сожалению, мне не удалось установить родственных связей между этими Соколовыми.

Большинство из  книжиц в библиотеке испещрены записями, видно, что это были рабочие материалы для режиссера, что ещё раз убеждает нас  в том, что в музее хранится лишь небольшая часть афиш Унечского театра. Среди сценариев, кроме книг, изданных типографским способом, значительное место занимают пьесы,  переписанные от руки очень красивым, почти каллиграфическим почерком, есть и напечатанные на машинке. На каждой книге стоит штемпель личной библиотеки или Николая Георгиевича, или Бориса Николаевича Соколовых, а также обязательный штамп цензуры «К представлению дозволено безусловно».

Разнообразный репертуар унечского театрального коллектива складывали не только пьесы развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались произведения Н.В. Гоголя, Ж.-Б. Мольера, К. Гольдони, Б. Шоу, Л. Н. Толстого и др. драматургов.

Часто в один вечер игрались сразу две, а то и три пьесы.

По обычаю, перенятому у столичных театров, театральное представление любителей часто  заканчивалось водевилем.

Актерам-любителям водевили «с переодеванием», куплетами и танцами позволяли проявить мастерство перевоплощения, вокальное и танцевальное искусство. Зрителей они завоевывали веселостью, ловко построенным сюжетом. Можно долго перечислять названия самых популярных на унечской сцене водевилей: «Случайно случившийся случай», «Баронесса Фекла», «Тетушка из Глухова» и др.

Часто ставились на унечской сцене оперетты, а также одноактные пьесы собственного сочинения, чаще всего Бориса Аблова.

Интересным фактом является постановка спектаклей на других языках. Например, на украинском языке были представлены пьеса «На Украйне» и комедия с песнями и танцами «Панська хвористь». Оба спектакля пользовались явным успехом, т.к. ставились по нескольку раз в разных городах. На польском языке был поставлен водевиль Пржебыльского «Наперекор». Судя по фамилиям артистов, большинство из них были польского происхождения.

Откликом на февральскую буржуазную революцию стала  живая картина «Освобожденная Россия», представленная 5 апреля 17 года, где хор исполнил Гимн Свободе и Новый русский Гимн.

Революционные события 1917 года, превратив Российскую империю в Советскую Россию, не могли не коснуться любительского театра. Новое государство строит новую идеологию. Поэтому власти Унечи не запрещают театр, а пытаются приспособить его к своей политике.

Из воспоминаний председателя совдепа 17г. Туманова В.Д.:

«Кучка  богатеев Унечи изрядно испугалась советской власти и подчинилась нам во всем. А купцы Лейбович и Железняков  даже поставили спектакль для казаков армии Временного правительства с той целью, чтобы привлечь их на сторону Советской власти. Командир Западного фронта Кудинский дал нам указание уговорить донских казаков покинуть добровольно Унечу.    Через три дня после спектакля отряд донских казаков покинул пределы Унечи, остался их командир Карцев и тот уехал в Брянск и больше не возвращался».

Вот она, великая сила искусства!

Главная цель любительского театра теперь, по мнению советских властей, - нести в массы новую, революционно-пролетарскую культуру.

Этому стал соответствовать и репертуар, и даже само название театра. Так, в 1917 г., как я уже говорила, он становится культурно-просветительным железнодорожным кружком, а  с января 18 года  -  Унечским народным театром.

Новые «хозяева жизни», мелкие частные торговцы и ремесленники, были порой безграмотны, под искусством понимали веселые легкие песни.

Поэтому в этот смутный период театр ищет для постановки пьесы более легких жанров: сказки и комедии.

Так, например, четыре раза с успехом в Унече и Стародубе только за 1917г. прошла комедия «Вова - революционер».

Все же Унечскому любительскому театру очень повезло. Его руководителями были интеллигентные, талантливые и очень умные люди, которые не только смогли  сохранить в этих условиях  сам театр, но и не опустить его до уровня кабаре. Уже с 19г. мы видим по афишам, что  репертуар театра восстанавливается практически до уровня дореволюционного. Снова в программах преобладает драматургическая классика.

Теперь об артистах нашего театра. Состав труппы   театра  был разнообразен, но всё же его ядро составляли люди достаточно образованные для своего времени. Это были, прежде всего: служащие станции, представители местной интеллигенции – учителя, фельдшеры.

Первыми актерами Унечского театра стали члены семьи Соколова, обучающаяся в Стародубской гимназии молодежь, интеллигенция поселка. Постепенно круг артистов расширяется. В некоторых спектаклях число актеров доходило до 40 человек. Иногда в трупе театра работало даже  два актерских состава.

Николай Георгиевич Соколов не только сам увлекся театром. Эту его страсть разделили и все домашние: жена, дети, невестка. То же происходило и в других унечских семьях. Тяга к сценическому искусству  у местного общества была так сильна, что на  любительской  сцене Унечи уже складывались целые театральные династии.

Можно назвать несколько театральных фамилий Унечи: Соколовы – 9 человек, Бельцовы – 7 человек, Закржевские – 4 человека, Кошутские – 3 человека и др.

Они принимали участие в постановках не только как актеры, но и как костюмеры, художники-декораторы.

Многие годы одним из кумиров унечской публики был Борис Аблов. Афиши говорят, что редкие спектакли проходили без его участия как актера и режиссёра. Федор Протасов в «Живом трупе» Л.Толстого, профессор Хиггинс в «Пигмалионе» Б.Шоу, слуга в «Лекаре поневоле» Мольера, Незнамов в «Без вины виноватые» Островского, городничий в «Ревизоре» Н.Гоголя. Уже по этому перечню можно судить о широком творческом диапазоне Бориса Николаевича. С равным успехом он выступал и в водевилях и комедиях, в драмах и трагедиях.

В одной из афиш за 18 г. спектакль значится бенефисом режиссёра Аблова. Конечно, это явилось признанием заслуг талантливого актёра и режиссёра.

Многие фамилии унечских жителей можно увидеть в афишах на протяжении целого ряда лет. Кроме уже упомянутых династий, это И. Пирютко, В. Василенко, Н. Троицкий, В.Петушинская, Д.Попов, Л.Ржепецкий, П.Онегин, Г.Кумельский, Ивановская, Соловьева и мн. др.

Иногда на афишах  встречаются не совсем обычные для Унечи фамилии: Паньяс, Цеге, Ренэ, Мен, Деман. Думаю, это были какие-то временно пребывающие на станции люди. А в одном из спектаклей принимал участие даже француз Жорж Дуклау.

Местная молодежь тоже с удовольствием участвовала в постановках. В театральных афишах того времени находим фамилии не только учеников Стародубской гимназии, но и учащихся Унечского высшего начального училища.

С 1918 г частыми на афишах становятся фамилии унечских купцов и лавочников: Блантеры, Кайдановы, Резниковы, Наймарки. Думаю, это был вынужденный с их стороны шаг, для того,  чтобы с лучшей стороны зарекомендовать себя в глазах новой власти.

После спектакля обычно были танцы (иногда до 3-4 часов утра), летучая почта, моментальное фото, бой конфетти и серпантина.

Особенно впечатляет афиша 1913 г. следующего содержания: «После спектакля танцы с разнохарактерным котильоном, дирижировать коим будет Б.Н. Соколов. Танцующих кавалеров просят быть в белых перчатках». Вот вам и ж\д поселок из сотни домов!

Собственного оркестра, кроме хора балалаечников под управлением Ржепецкого, в Унече не было. Поэтому на танцы  приглашались оркестры из соседних городов. Чаще всего это был оркестр Г. Ривкина из Стародуба.

Практически актеры играли безвозмездно, отдавая театру свою любовь и свободное время. Но обычно спектакли были платными. Цены значились на  афишах «обыкновенные от 30 коп до 1.5 рублей». Иногда на программах была приписка «Бенефиции принимаются с благодарностью». В 1918 г мы уже встречаем на афишах более высокие цены «от 5 до 1р.»

Вырученные средства шли в основном на благотворительные цели. Например, в 1913г. деньги зрителей шли в пользу общества вспомоществования вдовам и сиротам служащих Полесских ж\д, в 1915 – на противогазы и подарки в действующую армию, в 1916 г. артисты собирали деньги в пользу томящихся в немецком плену русских солдат,  в 1917 г. средства от нескольких спектаклей были переданы в пользу неимущих сирот – воспитанников Унечского ж\д общежития.

В 1918г жизнь тихого ж\д поселка резко меняется.

Из воспоминаний жителя Унечи Л.Г. Кокотова.

«Унеча просто бурлила. Обычно сонная, тихая Унеча не видела такого количества чужих людей, никогда здесь не было такой кипящей политической жизни.

Унечей тогда управлял Ревком, интенсивно работало ЧК. Здесь формировал свой Богунский полк Щорс.

Сюда хлынула армада спекулянтов, мешочников. Поезда приходили битком набитые.

Проходил через Унечу и поток буржуазии, стремившейся бежать из Красной России».

С окончательным установлением в поселке советской власти вся культурная жизнь  Унечи  берется под строгий контроль властей. В Унечской организации РКП(б) создаётся культурно-просветительная комиссия, которая ведает воспитанием нового советского человека.

Особое внимание уделялось организации новых праздников: годовщины революции, Дню Парижской Коммуны и т.д.

Из протокола общего собрания Унечской организации РКП(б) от  27 октября 18г.:

«…С технической стороны  к празднованию все готово. Установлено где должны быть построены арки, трибуны и различные украшения. Организуется хор, оркестр и труппа артистов. Подобраны и соответствующие пьесы...»

Становится заметной явная активизация театральной жизни.

В протоколе собрания комячейки от 28 октября 1919г. читаем:

«С 9 августа по 15 октября при совместной работе с поселковым Унечским НАРОБРАЗОМ, профессиональными и любительскими силами поставлено в летнем ж\д клубе : платных спектаклей - 9, безплатных -11, для служащих, мастеровых и рабочих, и 3 митинга-концерта…» Т.е. за 3 месяца поставлено 20 спектаклей! Конечно, это  просто титанический труд, если учесть, что многие артисты днем трудились ещё на своей основной работе.

К сожалению, долгое время никакого собственного помещения для постановок театр не имел. Первые спектакли в 1909г. ставились в Стародубе на сцене мужской гимназии,  в зале общественного собрания, летнем городском театре.

В Унече приютом на долгие годы для артистов стала железнодорожная школа, находившаяся в залинейной части напротив вокзала. Попечителем этой школы был начальник депо Н.Г.Соколов, поэтому артистов здесь привечали с уважением. В благодарность за пристанище средства от многих спектаклей, как я уже говорила раньше, шли на помощь неимущим учащимся этой школы.

Несколько послереволюционных лет существовал  барак, заменяющий и клуб, и театр, и танцевальный зал. В нем проходили новые по форме  мероприятия советской власти: митинги-концерты, вечера-митинги, концерты - вечера.

Именно в этом бараке, кстати, выступала проезжавшая через пограничную Унечу в 18 г. известная писательница Тэффи, которая оставила свои воспоминания о пребывании в Унече и о своей памятной встрече с унечской чекисткой Хайкиной. По воспоминаниям Л.Г.Кокотова, Теффи по просьбе властей поселка выступала  со своими рассказами. Один из них, о бедной девушке-бесприданнице особенно понравился унечцам, автору даже стали предлагать деньги для героини рассказа, просили переписать рассказ, дать ему благополучную концовку.

Но вернемся к клубу. Он был летним, т.е. неотапливаемым, на зимнее время работа в нем прекращалась. Конечно, необходимо было собственное теплое здание клуба.

Это понимали и власти. Неоднократно на собраниях поднимался вопрос о его создании.

Из протокола собрания от 28.10.19.:

«Постановили: Просить ДОРПОЛИТОТДЕЛ о скорейшей высылке требуемого количества материала и средств для оборудования под зимнее помещение летний ж\д клуб, дабы возобновить культурно-просветительную работу, т.к. в Унече другого помещения абсолютно не имеется, где мог бы пролетариат получить нужное для него духовное и партийное воспитание, без чего  свободное время проходит в праздном шатании или же прячась играют в азартные игры и в карты…»

И, наконец, на собрании  от 9.12.19г. было решено: «Открыть клуб имени Розы Люксембург в помещении, выбранном политотделом ст. Унеча….»

Кстати сказать, ни одной афиши, в которой было бы указано, что спектакль Унечского театра проходит в клубе им. Розы Люксембург, у нас нет. То ли у народа просто не прижилось это название клуба, то ли помещение для  постановок было совершенно другое, что подтверждает наличие афиш театра и в зимние месяцы 18 и 19 гг., когда летний клуб не работал.

Унечский театр выступал не только в Унече, но и выезжал на гастроли в другие города. Жители Стародуба, Клинцов, Калинковичей, Гомеля, Брянска аплодировали актерам-любителям..

Этот театр пережил 2 войны: первую мировую и гражданскую, две революции, и прекратил своё существование в конце 20-х годов. Во всяком случае, афиши более позднего времени уже не встречаются в нашей коллекции.

Афиша от 13 сентября 1926 г. заявлена как прощальный спектакль Б. Н. Аблова. Это была драма Г.Ге «Казнь».

Следующий по времени документ – это заявка от 7 мая 1927г. на проведение спектакля «Гибель надежды» в ж\д клубе г. Гомеля от представителя 4ой ж\д школы Гомеля Б.Н.Соколова.

И последняя афиша за 12 января 1929г. – программа концерта –вечера, устраиваемого комсодомом 1ой ж\д школы в зале ж\д техникума неизвестно какого города, где Б.Н. Соколов значится просто артистом.

Дальше следы прекрасного актера и режиссера теряются.

Трудно переоценить роль и значение театра в культурной жизни Унечи нач.20в. Он объединил лучших представителей поселковой интеллигенции, познакомил значительную часть жителей поселка с образцами русской и зарубежной классической драматургии, сыграл важную роль в приобщении молодежи к драматическому искусству, как в качестве зрителей, так и в качестве актеров.


Литература:


  1. Материалы ГАБО: ф.6, оп.1, д.6
  2. Фондовые материалы Унечского краеведческого музея:
  • Воспоминания Сиротенко об Унече 1917-27гг.
  • Кокотов Л.Г. Моим детям, внукам, правнукам (воспоминания).
  • Переписка Е.А.Гурвича с краеведом С.Г. Кнорозом.
  • Воспоминания  Туманова  В.Д.  История гражданской войны

в Унече и  построение Советской власти.

  • Воспоминания  Пирютко И.И.
  • Коллекция афиш и пьес народного театра.

Голик Н.А.-

директор  Унечского краеведческого музея


 

Поздравляем наших земляков!

Патова
Татьяна Николаевна
21 Апреля
Юхман
Анатолий Петрович
21 Апреля
Кондратов
Николай Иванович
22 Апреля
Прищеп
Дмитрий Васильевич
26 Апреля
Борисов
Сергей Борисович
27 Апреля
Демиденко
Александр Игоревич
27 Апреля
Исаев
Александр Александрович
28 Апреля
Леухина
Мариетта Апресовна
30 Апреля



Анонсы


Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Брянские новости