Сегодня

Понедельник, 24 марта 2025

Черняков Наум Семёнович

Советский конструктор авиационной и космической техники, кавалер ордена Ленина.

Родился 1915, посад Климов Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская область)— 21 января 1998, Москва)

Биография

В 1939 году окончил Московский авиационный институт. По распределению работал инженером-конструктором в ОКБ-301 Главного управления авиационной промышленности. Внёс вклад в конструирование истребителя И-301/ЛаГГ-1/ЛаГГ-3.

В 1941 г. вместе с С. А. Лавочкиным перешёл в КБ завода №21.

С 1946 года — заместитель главного (с 1957 г. — генерального) конструктора Лавочкина;

с 1957 г. — главный конструктор.                                                                                                              

В 1960–61 гг. Черняков был заместителем генерального конструктора, академика В. Челомея.

В 1961–1995 гг. — заместитель генерального конструктора на секретном военном заводе «Кулон», в конструкторском бюро П. Сухого.

В 1962 году Чернякову была присвоена ученая степень доктора технических наук, 

В 1966 — присвоено звание профессора.

Проекты

  • Троллейбус МТБ-82;
  • Истребитель-перехватчик Ла-250 "Анаконда";
  • Составной беспилотный летательный аппарат «Буря»;
  • Сверхзвуковой ударно-разведывательный самолет Т-4 («100»);
  • Т-4МС («200»);
  • БПЛА «Коршун»;


Во 2-й половине 1940-х он участвовал в конструировании истребителей Ла-9 и Ла-11.
В начале 1950-х был одним из главных конструкторов первой в Советском Союзе управляемой ракеты класса «земля—воздух» для системы противовоздушной обороны Москвы (С-25).
В 1950–60-х Черняков руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в том числе первой в мире ракеты класса «земля—земля» стратегического назначения (системы «Буря»), способной донести «ударный груз» до территории США.
Гриф "совершенно секретно" с его работ всё ещё не снят.

Буря (Изделие 350, В-350, Ла-350) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в бюро Лавочкина С. А.
Главным конструктором крылатой ракеты «Буря» у Лавочкина был назначен Наум Черняков.
Среди наиболее важных и сложных технических проблем, решённых в процессе подготовки «Бури» и «Бурана», можно отметить создание для них СПВРД (Сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель) и астронавигационной системы.
Кроме того, на этих ракетах впервые нашёл применение новый тогда для советского ракетостроения материал — титан.

Вес боевого заряда составлял 2,35 тонны. Система была рассчитана на дальность 8000 километров.
При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель, и на этом режиме происходило сбрасывание головного конуса с боезарядом.

Всегда считалось, что самые быстрые самолеты в мире – это истребители, способные обогнать звук в 2 раза.
В 1972 в СССР была построена машина, за которой не могли угнаться истребители: она обгоняла звук в 3 раза! По сей день у нас нет такого самолета.
Его называли «Изделие 100» или просто «Сотка». До сих пор остается тайной, почему был снят с вооружения сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Т-4, который на Западе называли «Русским чудом».
Разработал её конструктор Наум Черняков. Самолет получился весьма удачным.

Черняков получил в награду... инфаркт. Всё же он, ещё лежа в больнице, начал работу над новым проектом.
Инженер хотел создать очередное техническое чудо, но, к сожалению, не успел. Единственный уцелевший экземпляр "Сотки" стоит сегодня на открытой стоянке Центрального музея ВВС в Монино, поражая посетителей совершенством своих форм и необычным видом.

Комплекс БПЛА (Беспилотный летательный аппарат) «Коршун» был похоронен перестройкой, конверсией и реформами. Беспилотники оказались никому не нужны.

Наум Черняков, получивший блестящее авиационное образование и всю жизнь стремящийся строить самолеты, долгое время был отлучен властями от любимого дела: в его семье НКВД (Народный комиссариат внутренних дел СССР) «выявил» врагов народа.
Лишь после Второй мировой войны инженеру было разрешено вернуться к оборонной тематике, но с одним интересным условием.
«Сделай троллейбус, и получишь допуск», – сказали талантливому конструктору в компетентных органах.
И он его сделал: первый советский цельнометаллический троллейбус вышел на линию в 1946.

Скончался Наум Семёнович Черняков 21 января 1998 в Москве.
Похоронен на еврейском участке Востряковского кладбища, Москва.

 

Поздравляем наших земляков!

Кауров
Виктор Романович
24 Марта
Бородуля
Петр Иванович
25 Марта
Денисенко
Михаил Вячеславович
25 Марта
Жевора
Сергей Валентинович
26 Марта
Бородкина
Екатерина Владимировна
28 Марта
Петровский
Дмитрий Петрович
30 Марта
Сушенок
Игорь Михайлович
31 Марта
Сушенок
Александр Михайлович
31 Марта



Анонсы


Март 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Брянские новости